Практически в любой компании есть неформальный лидер. Это тот человек, к которому прислушивается практически весь персонал, он может оказывать определенное влияние на него. Руководителю просто необходимо знать лидеров в лицо и постараться найти к ним подход и заручиться их поддержкой. Неформальный лидер может помочь руководителю внедрить какие-либо нововведения, сломить сопротивления изменениям со стороны персонала, разрешить конфликтную ситуацию. Также неформального лидера можно использовать как канал для неформальной информации, поскольку это очень коммуникабельная личность, они обладают харизматическим характером, лидеры обычно замыкают на себе максимальное количество контактов. Неформальная коммуникация отличается высокой скоростью передачи информации и она пренебрегает организационной структурой и может пронизывать всю организацию в целом. В качестве недостатков данной коммуникации можно отнести искажение информации. При большом количестве участников коммуникации вступает в действие принцип \»испорченного телефона\».
Неформальные лидеры могут наносить и вред бизнесу. Если они не согласны с решением руководства, то они имеют возможность склонить на свою сторону весь коллектив, что ведет к образованию конфликтной ситуации. Увольнять неформального лидера нужно в качестве крайней меры, поскольку это негативно скажется на репутации самого руководителя и персонал долго будет испытывать некоторый психологический дискомфорт в силу отсутствия такой личности.
Идеальная ситуация — это когда формальный и неформальный лидер одно лицо. Но на практике это довольно редкое явление.